button-38961

История театра

 

 

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

 

Знакомство с любым театральным коллективом уместно начинать с его истории. Попробуем начать с этого и мы...

 Из статьи Е.Г.Мирошниченко («Южная правда»):

 «Выдающийся украинский актёр и общественный деятель П.К.Саксаганский в своих мемуарах вспоминал: «В Николаеве я бывал ещё в 1880 году. Здесь было два театра: Русинова и Миллера. Русиновский театр был запущен, и в зимний сезон русская труппа играла у Миллера. Театр этот на Никольской улице был построен наподобие корабля. Глубоко в земле, куда, будто в трюм, вели узенькие лестницы, был партер, над землёй помещались ложи бе­нуара, а над ними - бельэтаж и галёрка». В 1880 году после известия о пожаре в венском Инк-Театре приказом николаевского губернатора русиновский и миллеровский театры были закрыты как не удовлетворяющие требованиям безопасности публики, «впредь до их переустройства». В это же время местный мещанин Монте обратился к городским властям с просьбой разрешить построить на его участке земли здание нового театра (на углу улиц Адмиральской и Рождественской, ныне им.Виктора Лягина). Первые спектакли в новом театре состоялись в январе 1882 года. Вместительное здание на 1310 (! - нынче будет почти на 1000 меньше) заметно способствовало оживлению театрального искусства в Николаеве».

 Из статьи М.В.Фесенко («Новый горожанин»):

 "...Карл Монте стал держать тут антрепризу. С середины девяностых годов позапрошлого столетия и здание, и антрепризу принял под своё начало не менее видный «менеджер» тех времён Яков Шеффер. Оба означенных деятеля дело своё знали превосходно. Антреприза процветала. (Зимние сезоны, к примеру, 1885-86 годов приносили в среднем от 30 до 50 тысяч рублей - в тогдашних, разумеется, ценах. Попробуем перевести на нынешние гривны - и мысленно снимем шляпу...). Николаевскую сцену гордо попирали блестящие мастера ведущих провинциальных и даже Императорских (то бишь - государственных, а не частных) театров. Среди славнейших имён, оказавших честь николаевской почтенной публике, - Вера Комиссаржевская и Мария Савина, Павел Орленев и Мамонт Дальский, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, молодой Всеволод Мейерхольд, труппа знаменитых корифеев украинского театра во главе с Марком Кропивницким и Панасом Саксаганским. На этих подмостках выступал юный Владимир Маяковский, чуть позднее потрясал публику пламенными речами Анатолий Луначарский.

 В эпоху великих и ужасных социальных переломов не стало, разумеется, никаких антреприз. Однако же, как свидетельствует пресса тех бурных лет, театральная жизнь не угасала в городе, не пустовал и замечательный театральный дом на Адмиральской, дом, который перманентно носил имена, соответствовавшие тогдашней прихотливой исторической конъюнктуре - то вышеупомянутого Луначарского, то Карла Либкнехта, то Николая Скрипника... Здание давало гостеприимное прибежище разнообразным полупрофессиональным или вовсе любительским труппам. Своего же собственного постоянного (стационарного) профессионального театра у нас не было вплоть до 1934 года».

 Теперь же обратимся к судьбе собственно творческого коллектива, который ныне известен как Николаевский Академический Художественный русский драматический театр.

 В 1922 году в городе Луганске был организован передвижной драматический коллектив, обслуживавший рудники и шахты Донбасса - первый русский театр на Украине, возникший в послеоктябрьский период. Вскоре он получил наименование «Шахтёрка Донбасса». Руководил театром человек удивительной романтической судьбы, один из первых актёров-коммунистов (!), делегат Х съезда СДРП, впоследствии также один из первых заслуженных артистов Украины Григорий Свободин. Театр «Шахтёрка Донбасса» много гастролировал по крупнейшим городам и промышленным центрам нашей молодой республики, завоевал широкую популярность на Украине. Но особой любовью и признанием пользовались спектакли «Шахтёрки» у зрителей Николаева, где театр бывал неоднократно. Общественность города (в котором, как уже было сказано, не было в ту пору своего профессионального театра) ходатайствовала о стационировании театра в Николаеве.

 В 1934 году «Шахтёрка Донбасса» приехала в Николаев уже для постоянной работы. Сезон начали в сентябре - ещё в старом статусе передвижного театра. Но уже 1 декабря того же года сыграли первую премьеру в качестве Николаевского стационарного театра. Это была знаменитая «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского. А чуть более месяца спустя, 3 января 1935 года новый статус театра был зафиксирован официально - вышло Постановление Президиума Николаевского городского Совета «Об организации в Николаеве постоянного театра на базе ныне работающего гастрольного коллектива «Шахтёрка Донбасса»... Началась новая жизнь старого театра - дом обрёл своего заботливого, подлинного, а не временного хозяина.

 Следуя лучшим традициям русского психологического театрального искусства, коллектив под руководством режиссёров Е.Венгре, Л.Луккера, Л.Южанского создавал спектакли по произведениям мировой, русской, украинской классики, успешно осваивал наиболее интересные образцы новой советской драматургии. Из этапных спектаклей первого, предвоенного периода истории театра отметим: «Платон Кречет» А.Корнейчука, «Варвары» и «Последние» М.Горького, «Кремлёвские куранты» Н.Погодина, «Отелло» У.Шекспира, «Вишнёвый сад» А.Чехова, «Живой труп» Л.Толстого. В 1939 году «по многочисленным пожеланиям трудящихся» театру было присвоено имя легендарного лётчика В.П.Чкалова (это наименование театр носил до 1994 года).

 А вскоре грянула Вторая Мировая - Великая Отечественная война. Её начало застало театр на гастролях в Полтаве... С огромным трудом добрались домой в Николаев, возобновили работу. Но враг был уже на подступах к городу, и решено было труппу эвакуировать (а попросту распустить). Тут и могла окончиться, едва начавшись, история Николаевского русского театра. Но нашлись подвижники, которые сделали всё для возрождения театра - уже в далёком краю. Это директор Александр Павленко, режиссёр Леонид Луккер, актёр Эммануил Далматов. Уже в начале 1942 года им удалось собрать в скромном районном городе Свердловской области - Алапаевске – почти всю труппу «чкаловцев». Наладили работу, стали выпускать спектакли, играли их на различных площадках города и области. В репертуаре преобладали спектакли героико-патриотического направления - пьесы К.Симонова и других советских авторов. Но не меньшим спросом пользовалась классика, в основном пьесы А.Островского, К.Гольдони, Э.Скриба. Выезжали в действующую армию в составе знаменитых "фронтовых бригад".

 Многие члены коллектива и сами сражались на фронтах Великой Отечественной. А за сбор средств в Фонд обороны Родины и постройку самолёта «Николаевский театр Чкалова» коллективу прислал телеграмму благодарности сам Верховный Главнокомандующий... В 1944 году сразу же после освобождения Николаева театр спешно вернулся в родной город. Вернулся - на пепелище. От прекрасного здания оставались практически лишь обгорелые стены. Но столь велика была любовь земляков к своему театру, что уже 23 февраля 1946 года, здание, восстановленное методом народной стройки, вновь гостеприимно распахнуло двери навстречу соскучившимся зрителям. Театр был не просто заново отстроен, но и значительно усовершенствован - смонтирована новая сцена с вращающимся кругом, переоборудована закулисная часть, появился третий ярус лож.

 Вторая половина 40-х - конец 50-х годов были порой творческой зрелости театра, многих подлинных успехов, связанных с деятельностью крупных режиссёров Л.Луккера, Е.Венгре, Д.Крамского, В.Данилова. Ветераны - очевидцы тех событий рассказывают, что в неофициальном «рейтинге» указанной поры театр занимал второе место среди русских театров Украины - после Киевского театра им. Леси Украинки. Неоднократные отчёты в Киеве, успешные гастрольные поездки по городам Украины и России. Целый ряд значительных спектаклей, ставших этапными на историческом пути театра. «Порт-Артур» А.Степанова, И.Попова, «Богдан Хмельницкий» А.Корнейчука, «Годы странствий» А.Арбузова, «Дали неоглядные» Н.Вирты, «Анна Каренина» Л.Толстого, «На дне», «Варвары» М.Горького, «Отверженные» В.Гюго, «Укрощение строптивой» У.Шекспира - вот лишь несколько наиболее заметных спектаклей тех лет.

 Затем наступило «смутное безвременье», когда часто менялись художественные руководители, актёрский состав, репертуар пестрел случайными, необязательными названиями. Новое дыхание обретает коллектив с приходом в конце 60-х годов талантливого режиссёра А.Литко, сумевшего вновь вывести театр «на стремнину» (как обозначает этот период театровед И.Давыдова в книге «Театр города корабелов», выпущенной к 60-летнему юбилею театра в 1994 году). Такие спектакли А.Литко как «Ночная повесть» К.Хоиньского, «Идиот» Ф.Достоевского, «Каса маре» И.Друце стали настоящими творческими удачами. Однако пребывание успешного худрука в театре было не столь долгим, чтобы закрепить завоёванные позиции. Из последующей режиссёрской плеяды следует отметить Г.Пименова, сумевшего найти собственное направление и использовать лучшие сложившиеся за много лет традиции театра («Итальянская трагедия» по Э. Войнич, «Последний срок», «Живи и помни» В. Распутина, «Берег» Ю.Бондарева).

 А. Литко возвращается в театр в конце 1987 года. Его второе - десятилетнее - пребывание в театре было неоднозначным. Начало - яркое, уверенное. «Олимпийки» А.Галина, «Поминальная молитва» Г.Горина, «Игра теней» Ю.Эдлиса, «Ваша сестра и пленница» Л.Разумовской в его постановке, ряд спектаклей приглашённых режиссёров имели и зрительский успех, и признание специалистов. А дальше, к середине 90-х годов, стал ощущаться некий застой, отсутствие новых идей. А.Литко опять покидает театр.

 С 1997г. театр возглавляет художественный руководитель, актер, режиссер Кравченко Николай Антонович, заслуженный деятель искусств Украины, заслуженный деятель искусств России, кавалер Ордена «За заслуги» IIIстепени, кавалер Ордена Дружбы Российской Федерации. Под его руководством коллективу удалось достичь значительных успехов в творческой и производственной деятельности: создан целый ряд резонансных спектаклей, театр проводит гастроли по городам Украины, посетил многие регионы России, побывал в Беларуси, Молдове, Эстонии, Болгарии, Румынии, Турции, завоевал множество дипломов и призов на престижных региональных и международных театральных форумах. Это фестивали: «Власть комедии - комедия власти» (Галац, Румыния), «Херсонесские игры» (Севастополь), «Классика сегодня» (Днепродзержинск), «Мельпомена Таврии» (Херсон), «Встречи в Одессе», «Неделя искусств» (Кирджали, Болгария), «На родине А.П.Чехова» (Таганрог, РФ), «Сентябрьские самоцветы» (Кировоград), «Госпожа удача» (Луганск), «Золотые аплодисменты Буковины» (Черновцы), «Мерцишор» (Тирасполь, ПМР) и другие.

 В 2006 году театр впервые провел и собственный мероприятие такого представительного международного уровня - первый в Николаеве театральный фестиваль Международного Черноморского Клуба «Homo Ludens» («Человек играющий»). С тех пор фестиваль стал традиционным. Его участниками в разные годы были коллективы и члены почетного жюри из Украины, России, Беларуси, Грузии, Молдовы, Турции, Приднестровья, Абхазии, Болгарии, Латвии.

 В 2009 году Николаевскому Художественному русскому драматическому театру было присвоено почетный статус «Академический».

 В 2013 году театр был награжден почетным дипломом участника презентационно - имиджевой программы «Признание года - 2012», которая ежегодно проводится с целью популяризации экономического, интеллектуального и культурного потенциала Украины.

 Сегодня в репертуарной афише театра - более двадцати пяти названий спектаклей, среди них - «Гайдамаки» М.Васильевой по Т.Шевченко, «Руководство для желающих жениться» А.Чехова, «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Страсти по Торчалову» Н.Воронова, «Королевские игры» Г.Горина, «Деревья умирают стоя» и «Дикарь» А.Касона, «Шесть блюд из одной курицы» Г.Слуцки, «Свадебный марш» В.Азёрникова, «Это была не пятая, а девятая…» («Любовь до гроба») А.Николаи и др.

 Спектакли в постановке Н.Кравченко «Лесная песня» Леси Украинки и «Дни Тараса» Н.Кравченко по Т.Шевченко стали лауреатами Областной премии им.Н.Аркаса (2009 и 2015 годы) и являются сегодня визитной карточкой театра.

 Николаевский Академический Художественный русский драматический театр сегодня – это стабильно и уверенно работающий коллектив, успешно решающий самые сложные творческие задачи, опирающийся на прекрасные традиции выдающихся мастеров украинской сцены, обладающий большим творческим потенциалом, динамично развивающийся во многих направлениях, являющийся одним из наиболее перспективных русских театров современной Украины.