• IMG_9573-copy.jpg
  • IMG_7708.jpg
  • _MG_9357.jpg
  • _MG_5757-copy.jpg
  • IMG_9498-copy.jpg
  • _MG_9754.jpg
  • _MG_6183-copy.jpg
  • IMG_9308-w.jpg
  • _MG_7628.jpg
  • _MG_0089.jpg
  • img_0694.jpg
  • IMG_9304-copy.jpg
  • _MG_5832-copy.jpg
  • IMG_3133-w.jpg
  • IMG_9646-copy.jpg
  • IMG_9654-copy.jpg
  • _MG_4584.jpg
  • IMG_8010-w.jpg
  • IMG_9490-copy.jpg
  • IMG_4673.jpg
  • IMG_9564-copy.jpg
  • _MG_4540.jpg
button-38961

Новости фестиваля

 [2016-10-18] Пресса о Х фестивале

http://izvestia.nikolaev.ua/news/%D0%B2-%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B5-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%88%D0%B8%D0%BB%D1%81%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D0%B0%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%84/

 http://www.vn.mk.ua/stories.php?id=29662

 http://nikvesti.com/news/photoreportage/95609

 http://www.bumerang.net.ua/stil-zhizni/homo-ludens-obzor-den-sedmoj/

 https://www.youtube.com/watch?v=D-bZI0e49JI

 http://www.bumerang.net.ua/stil-zhizni/homo-ludens-obzor-den-vosmoj/

 https://www.youtube.com/watch?v=MyHIdyglBSE

 https://www.youtube.com/watch?v=XYpuaIY89q0    9

 http://nikvesti.com/news/photoreportage/95710   9

 http://www.bumerang.net.ua/stil-zhizni/homo-ludens-obzor-den-devyatyj-zakrytie/

 https://www.youtube.com/watch?v=XYpuaIY89q0

 https://www.youtube.com/watch?v=vp9u80xWBb4

 https://www.youtube.com/watch?v=dLRkJgv_B2s

 http://www.bumerang.net.ua/stil-zhizni/v-nikolaeve-projdyot-teatralnyj-festival-homo-ludens/

 https://www.youtube.com/watch?v=gqvojLBZag4

 https://www.youtube.com/watch?v=vwctzHNQ7Fo

 https://www.youtube.com/watch?v=A061ljxHeVo

 http://www.bumerang.net.ua/stil-zhizni/homo-ludens-obzor-festivalya-pervyj-den/

 https://www.youtube.com/watch?v=SquUNpaWfDg

 [2016-09-20] Афиша X фестиваля. 

 [2015-09-14] На «HOMOLUDENS» - театр «Верим!»

 [2015-09-11]  Афиша IX фестиваля "HOMO LUDENS"

 [2015-09-07] Нежинский театр о любви по-итальянски

 [2015-09-07] Знаменитая пьеса А.Крыма на «HOMO LUDENS»-2015

 [2015-09-04] Театры Одессы примут участие в «HOMO LUDENS» - 2015

 [2015-09-04] Кировоградцы - снова на «HOMO LUDENS»!

 [2015-09-04] Мариупольский театр откроет «HOMO LUDENS» - 2015

 [2015-09-03]  З 2 по 9 жовтня 2015 року на базі Миколаївського академічного художнього російського драматичного театру відбудеться театральний фестиваль «Homo Ludens» (Людина, що грає)»  наказ управління культури,національностей та релігій Миколаївської обласної державної адміністрації від 31.08.2015 №131  «Про проведення  театрального фестивалю «Homo Ludens» (Людина, що грає)» 

[13.10.2014] Итоги 8-го фестиваля.

[08.10.2014] Дневник 8-го фестиваля. День пятый.

[08.10.2014] Дневник 8-го фестиваля. День четвертый.

[07.10.2014] Дневник 8-го фестиваля. День третий.

[06.10.2014] Дневник 8-го фестиваля.День второй.

[05.10.2014] Дневник 8-го фестиваля . День первый.

 [15.09.2014] Приказ Управления культуры о проведении 8-го фестиваля.

История фестиваля

 V фестиваль

 

  IV фестиваль

 

  III фестиваль
Подробнее

 

Участники

 
Полтавский академический украинский музыкально-драматический театр им.Н.Гоголя
 
Кировоградский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. М.Кропивницкого
 

Киевская академическая мастерская театрального искусства «Сузір`я»

 

Все участники

Жюри

 
Председатель жюри –
Василий Васильевич Неволов 

Александр Евгеньевич Мардань -

драматург

Всё жюри

Расписание

 

Пятый театральный фестиваль «Homo ludens». Субъективные заметки.

С 6 по 15 октября в НАХРДТ прошел театральный фестиваль «Homo ludens V» («Человек играющий») - настоящий праздник искусства. Каждый вечер зрителей приветствовал инициатор и организатор «Homo ludens» директор и художественный руководитель НАХРДТ, заслуженный деятель искусств Украины и России Николай Кравченко вместе с любимцами николаевской публики актерами Екатериной Рак и Евгением Олейником.

Первым перед зрителями предстал Даугавпилсский театр - гость из далекой Латвии. Все мы не понаслышке знаем о высокой театральной культуре Прибалтийских стран, давших советскому зрителю немало любимых актеров: Юри Ярвета, Вию Артмане, Донатоса Бздиониса, Ивара Калныньша... В Даугавпилсе родился Соломон Михоэпс.

Камерный спектакль «Оскар и розовая дама» (режиссер Харис Петроцкис) по пьесе современного французского драматурга Эрика Шмитта - это очень грустная  история об умирающем в больнице десятилетнем мальчике. Оскар (Эгил Вилемов) знает, что жить ему осталось всего двенадцать дней. Скрасить последние дни мальчика старается волонтерка - Розовая дама - Оскар зовет ее Розовой мамой. Она вносит в его жизнь свет и помогает обратиться к Богу.

Последние дни жизни маленького человечка наполнены экзистенциальными раздумьями. По замыслу драматурга он каждый день взрослеет на десять лет, и за двенадцать дней проживает долгую насыщенную жизнь. В «90 лет» он говорит: «Только в старости мы понимаем, что жизнь - это не дар, а кредит...»

Оскар очень мало знает о жизни, ему нравится девочка из соседней палаты: синеватый оттенок ее кожи кажется мальчику самым прекрасным; он поцеловал свою Пегги Блю и теперь переживает, что от поцелуя родятся дети, у которых не будет отца.

В спектакле звучит оригинальная музыка композитора Артура Ушканса, светлая, высокая, философски примиряющая с конечностью бытия и усиливающая психологическую напряженность действия. Постановка отмечена дипломом «За успешную сценическую адаптацию прозаического текста».

Кишиневский государственный молодежный драматический театр «С улицы Роз» (Молдова) привез спектакль по интересной, богатой подтекстом, пьесе Николая Коляды «Нюра Чапай» («Ищите меня в Египте»). Режиссер - Юрий Хармелин. Сюжет пьесы прост: к 70-летней бабуле по ее телеграмме приехали наследники - дочь и внуки, но, оказывается, бабушка пошутила: она не только жива и здорова, но и вышла замуж за очень богатого человека, теперь сорит деньгами и собирается в Египет.

На сцене три поколения homo sovetikus - зримая история нашей многострадальной страны: бабушка по кличке Нюра Чапай, которая заявляет: «Мое право выстрелило с первым залпом Авроры» и у которой в шкафу хранится боевая революционная сабля, ее дочь Лана - учительница, уродующая детей в советской школе, и внуки - наркоманистого вида Сашид и развеселая Лиляка.

Характерно, что истинные имена героев не в ходу - только клички, все разговаривают на немыслимом сленге: «Жесть!», «Ништяк», «Ты что, оленевод?» Но если в устах внуков жаргонные словечки выглядят более-менее органично (на Востоке говорят, что дети более похожи на свое время, чем на родителей), в устах веселой бабулечки - забавно, даже гротескно, а вот в устах представительницы среднего поколения Светланы - страшно: она учит детей, тем не менее, в любой ее реплике три-четыре раза повторяются слова - блин-мандарин. Лана бросает своим детям: «Закройте ваши поганые роты!»; эта «сеятельница разумного, доброго, вечного» называет свою мать «гребаной таксой», и уж совсем «мелочь»: глагол положить в повелительном наклонении у нее звучит как «положь!». Какую убийственную иронию вложил автор в декларируемую Светланой максиму: «Я работник народного образования, пример детям!»

Распад языка знаменует собой распад семьи и ее устоев, нации, государства, нравственных ценностей. Причины понятны: кавалерийский поход за счастьем окончился крахом. Помимо исторических аллюзий, в пьесе проглядывается еще один вопрос: имеют ли право старики на личную жизнь и счастье? Ответ очевиден.

Поставлен спектакль рыхловато, это всего лишь третье его представление, и игра актеров, в основном, оставляет желать лучшего. Поначалу действо несколько оживляет танец матрешек в красочных костюмах, но хореография слабенькая, и после третьего выхода матрешки кажутся досадной помехой, сбивающей темпоритм, с которым и без того не все ладно. Положение спасает добротная игра в заглавной роли Людмилы Колохиной, которая сумела раскрыть идею пьесы, за что награждена дипломом «За лучшую женскую роль».

Драматург Николай скандально известен тем, что в его пьесах герои изъясняются в высшей степени брутально, и автор активно отстаивает свою лингвистическую позицию. Я тоже за то, чтобы на сцене звучала литературная речь, соответствующая языковым нормам. Ведь у кого же учиться красивому и чистому произношению, как не у профессионалов-актеров, мастеров слова? Театр, кино, телевидение - факторы, весьма сильно влияющие на функционирование языка.

Вот пример из истории: орфоэпическая норма русского языка - московское просторечие - укрепилась потому, что в Москве существовал общедоступный театр. Петербургское побуквенное произношение осталось достоянием ушедшей аристократии, которая наслаждалась театральным искусством в закрытых для широкой публики залах.

В «Нюре Чапай» сленг - яркое средство художественной выразительности; речевая автохарактеристика персонажей способствует раскрытию их весьма убогой внутренней сути. Автор не считает жаргон нормой, он над ним смеется. К тому же неряшливая жаргонная речь настолько неэстетична, что вряд ли кто из зрителей захочет ей подражать.

Образцовую русскую речь можно было услышать в спектакле Пермского театра «У моста» (РФ, режиссер Сергей Федотов), который привез гоголевскую «Женитьбу». У Гоголя - это водевиль, не претендующий на особенную глубину, легкий шарж на бытующую в его время традицию разрешения матримониальных проблем.

Театр «У моста» позиционирует себя как «мистический». Постоянно затемненная сцена, самопроизвольно хлопающие дверцы шкафов, изображение протагониста действия Кочкарева в виде черта, обилие живого пламени, бегущие тени, фиолетовые отсветы, - все это воздействует на подсознание зрителя, делает представление впечатляющим, но каким-то тяжеловесным, лишенным гоголевского изящества.

Жюри признало постановку пермяков лучшим спектаклем фестиваля 2011-го года. Роль Агафьи Тихоновны в исполнении красавицы кустодиевского плана Ирины Моляновой признана лучшей женской ролью второго плана.

На все театральные фестивали театр «У моста» ездит без декораций. Сотрудники НАХРДТ так оформили сцену «Женитьбы», что, пожалуй, спектакль мог бы получить диплом за лучшую сценографию. Представляю, что это стоило нашему театру!

Замечательный спектакль «Таинство творения» показал Запорожский академический областной украинский музыкально-драматический театр им. В. Г. Магара. Театр решил, что слова не нужны и вынес на Суд жюри и зрителей музыкально-пластическую экзистенцию «Таинство творения» - прекрасный балет, современной, изысканной и разнообразной хореографии на цикл из концертов Вивальди «Времена года».

Инструментальная музыка, вокализ, совершенная пластика, предельно обобщенная сценография и красочные костюмы - все это соединилось в гармоничном единстве. У спектакля нет определенного сюжета; наплывающие видения повествуют то о древних египетских временах, то об эпохе Возрождения, то о последней мировой войне... Спектакль получил диплом «За музыкально-пластическое воплощение идеи гуманизма».

Замечу, что те спектакли, в которых было интересное музыкальное оформление, а тем более живая музыка, выглядели более ярко и впечатляюще, чем представления, авторы которых не уделили должного внимания этому необходимому компоненту театрального зрелища. Безжалостная сцена скидок не делает. Театр - искусство синтетическое.

Блеснул спектаклем «Дамский мастер» по пьесе французского комедиографа Жоржа Фейдо Одесский академический украинский музыкально-драматический театр им. В. Василько. Режиссер - Андрей Бакиров, интересная трансформирующаяся сценография сделана Татьяной Карасевой, автор виртуозной и с блеском воплощенной хореографии - Павел Ивлюшкин.

Зрители увидели пикантный и легкомысленный шедевр парижских бульваров XIX века, комедию ситуаций с затейливым и остроумным сюжетом, наполненным забавными ошибками, совпадениями и стремительным развитием действия. Сюжет построен на бесконечных перипетиях адюльтера: недавно вступивший в брак доктор Мулино встречается на съемной квартире со своей подружкой; в свою очередь, её муж тоже не теряет времени даром; пути обеих пар пересекаются, и Мулино приходится изображать из себя дамского портного, а тут еще появляется теща...

Актеры театра, талантливые, молодые, красивые, одетые с истинно парижским шиком, играли с немыслимой самоотдачей. Смех в зале звучал на протяжении всего представления. За кутерьмой на сцене невозможно было уследить: динамичные события параллельно разворачивались в двух-трех местах подмостков в бешеном темпоритме; декорации менялись мгновенно и тоже неуловимо для зрителя. А тут еще немыслимые пируэты страстного танго! Завораживающая магия театра!

Жюри вручило одесситам диплом «За высокую театральную культуру», но посоветовало усовершенствовать перевод пьесы в соответствии с лексическими нормами украинского языка и заодно приблизить мелодику речи актеров к украинской литературной норме.

Чарующая украинская речь звучала в прекрасном музыкальном спектакле «Наталка Полтавка» Кировоградского академического музыкально-драматического театра имени М. Кропивницкого.

Открытием фестиваля стала исполнительница роли Наталки Олеся Бушмакина. Ее драматическое сопрано звучало нежно и страстно, раскрывая глубокий внутренний мир героини, повествуя о самых тонких движениях ее души. Прибавьте к этому яркую сценическую внешность молодой актрисы и незаурядное актерское мастерство. Браво!

Наполненная юмором и режиссерскими находками, традиционная, в лучшем смысле этого слова, постановка Михаила Илляшенко прекрасно донесла весь драматизм разворачивающихся на сцене событий. Изумительно звучал камерный оркестр под управлением Людмилы Трофимовой, чарующе прозвучало соло на флейте. Голоса у актеров прекрасные. Запомнились слова из арии возного, не потерявшие актуальности и в наши дни: «Всяк, хто не платить, той задніх пасе...»

Что смутило в спектакле, так это отсутствие аутентичных украинских костюмов. Терпилиха в брюках - это вообще нонсенс.

Спектакль награжден дипломом «За бережное отношение к отечественной классике».

Представление в стилистике КВН и с таким уровнем актерской игры показал Днепропетровский молодежный театр «Верим». Была разыграна пьеса-сказка Карла Гоцци «Ворон» (режиссер В. Петренко).

Мне кажется, что ссылки авторов спектакля на вахтанговскую «Принцессу Турандот» несколько самонадеянны. К тому же, постановок «Принцессы Турандот» было три, и только первая, сделанная Евгением Вахтанговым, стала легендой театра. Гениальный спектакль содержал массу животрепещущих аллюзий на действительность 1920-х годов. В римейке Рубена Симонов 1963-го года играли гениальные Юлия Борисова, Василий Лановой, Николай Гриценко, Михаил Ульянов, Юрий Яковлев. Ничего приближающегося к тому высокому уровню игры в спектакле днепропетровцев мы не увидели.

Жюри присудило спектаклю театра «Верим» диплом «За лучшую режиссуру», и хочется мне вслед за великим Станиславским воскликнуть: «Не верю!»

Режиссер Черниговского молодежного театра Геннадий Касьянов предложил свое прочтение пьесы Чехова «Дядя Ваня». Интересная сценография спектакля также сделанная Геннадим Касьяновым, удивительным образом сопоставила гениально про- видимые Чеховым проблемы XX века и не менее угрожающие века нынешнего. Вместо карты уезда - огромная, во всю сцену, кар та Евразии. И у зрителя возникает недоуменный вопрос: если это «уезд», то как тогда должны выглядеть «губерния»? Неужели еще кому-то хочется «омыть свои сапоги в водах Индийского океана», как мечтает господин Жириновский?

Герои Чехова страдают и мучаются, пытаясь решить проблемы своих личных судеб, а над ними распростерла крылья общая судьба человечества, которая в любое мгновение может оказаться трагической, и разрезанная на части карта вдруг может стать отражением печальной действительности... Спектакль отмечен дипломом «За лучшее воплощение идеи фестиваля - «Экология природы - экология души». Хочу отметить прекрасную игру актеров Владимира Банюка, Любови Веселовой и Романа Покровского, чья роль доктора Астрова признана лучшей ролью фестиваля.

Завершился фестиваль спектаклем НАХРДТ «Пленные духи» по пьесе В. и О. Пресняковых – профессиональных филологов,         отлично знающих, что ничего из описываемых ими событий никогда не происходило. Похоже, драматургов вдохновляло высказывание Андрея Белого: «Цель поэзии - найти лик музы,..» Вот весь спектакль герои и ищут музу - Прекрасную Даму. Авторы пытаются рассказать о непростых отношениях поэтов Серебряного века Александра Блока, Андрея Белого (Бориса Бугаева) и Любови Менделеевой.

На сцене - веселая литературная игра, но трудно сказать, насколько она понравилась бы реально существовавшим Дмитрию Менделееву или матери Александра Блока, которая на сцене выведена, извините, полной дурой, к тому же безосновательно претендующей на роль Прекрасной Дамы. На самом деле между матерью Блока, детской писательницей и переводчицей, и ее великим сыном существовала духовная близость и поэт посвятил ей не менее десяти стихотворений.

Если отвлечься от исторических реалий, то спектакль (режиссер А.Солопов) получился живым и веселым, особенно его второе действие. Постановка сделана в стилистике комедии дель арте с использованием излюбленных приемов Андрея Жолдака, но я допускаю, что он их тоже у кого-то позаимствовал. В любом случае, в нашем театре такого еще не было, а потому стоит посмотреть.

«Пленные духи» названы лучшим спектаклем фестиваля, постановка отмечена дипломом «За успешный поиск в пространстве современной драмы». Руслан Коваль отмечен как автор лучшей мужской роли.

В течение девяти театральных вечеров зрители смотрели увлекательные истории, радуясь и негодуя, сопереживая героям и узнавая в них себя. Каждый раз после спектакля зал взрывался аплодисментами, отдавая дань уважения творцам, благодаря за доставленное удовольствие.

В этом году «Homo ludens» расширил свои рамки и часть спектаклей шла на малой сцене в помещении кукольного театра, там, наверное, тоже было интересно. Все участники фестиваля отметили высокий уровень его организации.

Следующий фестиваль «Homo ludens VI» состоится в октябре 2012 года. Дождемся?

Людмила ЩЕТИНИНА, кандидат филологических наук  «Южная правда» 08.11.1011 г.